Новостная лента

8 декабря 2016
Жил-был бампер

----------------------------------------------




Пожалуй, самый частый конфликт между автовладельцем и страховой компанией выглядит так. Жила-была машина, у которой на бампере была маааленькая царапинка. Такая крошечная, что ради нее ехать в сервис, красить целый бампер или, упаси боже, его менять – несопоставимый с проблемой уровень суеты. 

Машину застраховали по каско, предварительно сфотографировав и описав «все ее трещинки». Через месяц она «ткнулась» тем самым бампером в ограждение парковки, царапин на нем стало больше, причем на самых видных местах. Хозяин уже морально готов отдавать авто мастерам, тем более, что есть страховка, которая должна все покрыть. А страховая компания… отказывает в выплате. 

Как, почему? 

Все просто. И до страхового случая бампер нуждался в покраске. Покрытие на этой детали обновляют целиком, а не «подмазывают» пострадавшие места, так что нет разницы, одна там царапина или десять. Ущерб, требующий того же объема вмешательства, был и до страхования, нового не возникло. А раз никаких других манипуляций с авто делать не нужно, то и платить не за что. 

ВЫВОД: перфекционистами рождаются, а не становятся с приобретением полиса. Хотя, конечно, велико искушение начать сдувать пылинки с авто за счет страховых выплат. И тем не менее, страхуя машину с небольшими повреждениями, автолюбитель заранее соглашается, что если на той же детали образуются новые дефекты такого же типа, то страховых выплат не будет. Как вариант, можно привести в порядок небезупречную деталь, прежде чем страховать авто. Тогда компания выплатит средства на восстановление машины. 

За вычетом разницы 

Теперь представим себе, что царапина была не на бампере, а на крыле, и заморачиваться с покраской всей детали тоже не хотелось. Потом страховка, наезд на ограждение – и вот до кучи к царапине еще и вмятина. 
Про покраску мы уже помним: страховая компания не оплатит работу, которая и раньше требовалась машине. А вот вмятина – штука свежеприобретенная, и ее выправление компенсируют. То есть страховая оплатит ремонт поврежденной детали за вычетом окраски – это уже затраты автовладельца. 
То, что скрыто 
Иногда после аварии сразу понятно, что и насколько сильно у машины пострадало. А иногда – нет, и тогда, чтобы расставить все точки над «ё», нужен дополнительный осмотр в сервисе с разборкой автомобиля для выявления скрытых повреждений. 

Обычно страховая компания без проблем дает направление на такой осмотр. Но если удар при ДТП пришелся в пресловутый поцарапанный бампер, то у владельца авто и страховщика может не совпадать мнение насчет дополнительного поиска повреждений. Особенно, если кроме свежих дефектов на бампере никаких других повреждение нет ни на машине, ни в описании в справке ГИБДД. 

Если страховщик отказывается выдавать направление на допосмотр «со вскрытием», автомобилист имеет право сам отвезти машину на независимую экспертизу. И обязательно вызвать на осмотр представителя страховой компании, чтобы в дальнейшем избежать споров и скрытых повреждениях. 
ВЫВОД: если у машины не было изначальных дефектов, то вопросов об организации допосмотра, как правило, не возникает. А чем тщательнее проверено авто, тем больше выплаты. Это – еще один довод в пользу того, чтобы привести свой транспорт в порядок перед страхованием. 

«А был ли мальчик?» 

Есть еще один повод для разногласий между автовладельцем и страховщиком – о соответствии характера повреждений аварийной ситуации. 

И вот почему. Страховой компании важно отличить добропорядочного пострадавшего от мошенника. Это не такая уж редкость, когда за счет страховых выплат пытаются решить финансовые проблемы. Например, предъявив такую претензию: камешек пробил лобовое стекло и поцарапал дорогую кожаную обивку салона, причем в нескольких местах, потому что скорость была большая и «пришельца» болтало по всему салону. А экспертам очевидно, что никакой камешек не может устроить такой вандализм, а скорее, этот эффект - исключительно ручной работы. 

Собственно, на отсев таких недобросовестных автолюбителей и настроена страховая компания, поднимая вопрос о правдоподобности дефектов. Ведь если страховщик будет покрывать все заявленные ущербы подряд, не разбираясь в ситуации (а мошенники зачастую заявляют о крупных уронах), у него не хватит ресурсов на выплаты добропорядочным застрахованным. 

ВЫВОД: просим отнестись с пониманием к этим особенностям работы страховых компаний, для которых каждый случай – маленькое (или большое, в зависимости от ситуации) расследование. 

То, что явно 

Если у Вас сложилось впечатление, что эти страховщики без бумажки шагу не ступят, посмотрите внимательно условия своего договора каско. Скорее всего, в нем есть пункт о том, что пару раз в год вы можете получить выплату за небольшие повреждения без справок из ГИБДД. Как правило, речь идет об элементах остекления салона, стеклах фар и стеклах зеркал и т.п. «Потолок» выплат и периодичность зависят от условий Вашего договора. Проблем с ними, как правило, не возникает (кроме случаев, когда на пострадавших деталях уже были дефекты). 

Цена вопроса 

Пожалуй, чаще всего автовладельцы со страховщиками спорят о том, сколько все-таки должно быть выплачено за бампер, крыло, стекло, капот и т.д. Разница в расчетах возникает вот почему. Владелец подразумевает, что поврежденную деталь ему заменят, а страховая компания имеет в виду, что ее восстановят (разумеется, если это возможно). А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Восстановительные работы, как правило, дешевле. Причем страховщик в своих расчетах ориентируется на среднерыночную стоимость, а потребитель может иметь в виду элитную мастерскую или цены официального дилера. Вот и несостыковочка. 

ВЫВОД: если есть возможность, выбирайте восстановление авто в сервисе, а не выплату в денежной форме. В этом случае страховщик и ремонтники решают все вопросы сами, а Вы не тратите нервные клетки на их противоречия, если они возникают. Просто согласовываете со страховой компанией сервис, говорите «сделайте мне красиво» и в положенный срок забираете авто. Минус у этой схемы только один: не получится «заработать» на ДТП, т.е. получить выплату и продолжать ездить с трещиной/вмятиной. Но если получить выплату и не отремонтировать авто, то при следующем обращении страховая компания откажется компенсировать ущерб, нанесенный той же детали. Стоит ли оно того, если Вам дорога Ваша машина? 

Удачи на дорогах!